Отзыв на роман «Хождение к Студеному морю» -- продолжение летописи «Скитники» и «Золото Алдана»

Отзыв на роман «Хождение к Студеному морю» -- продолжение летописи «Скитники» и «Золото Алдана»

Книги Камиля Зиганшина – вроде, проза, однако они мною воспринимается как чувственная, трогательная поэзия, музыка, ноты и аккорды которой щедро подарила сама природа. Я не читал, а пил как из животворящего родника хрустальную живительную влагу. В мелодии книг автора слышится и журчание родника, и звонкое дуновение ласкового ветерка, и веселый щебет птиц, и призывной аккордный рев оленей – словом, вся богатейшая партитура, симфония жизни сибирской тайги. Трилогия охватывает большой период истории Государства Российского с петровских времен до середины 60-х годов прошлого столетия. Меня поразило богатство языка, обилие ярких образов!

А какие высокие морально-этические принципы во взаимоотношениях людей Севера. Взаимопомощь без корыстных помыслов, жертвенность, человеческое тепло и приветливость – вот, что помогает выживать народам сурового края, придают им психологическую стабильность, веру в день грядущий. Каждый северянин знает, что его не бросят одного замерзать в тундре, поделятся последним куском пищи, пустят переночевать в теплый чум, жилище.

Десятки национальностей проживают в Сибири, таково и многообразие религий. Подводя итоги размышлениям о судьбах многих концессий многонационального Севера, автор мудро отмечает, что голос совести в нас – это и есть голос Бога. Совесть и есть проявление Бога в тебе.

Жители сурового края обладают богатым образным языком. Вот пример ёмкого описания якутом ледохода на реке Лена: «Лена – женщина. Сегодня она рожает». А вот какие загадки бытуют у чукчей: «Неизвестный человек, на голове что-то носит» (Олень) или «У неизвестного человека шесть ног, когда поест – умирает» (Комар).

Трогают душу бесконечная любовь северян к домашним животным – верным помощникам в суровой борьбе со стихией собакам, оленям. Очеловечивание их поведения, поступков, действий. «У Омолая было восемь Собак. Они то и дело кучковались вокруг вожака (Бороя). Как будто совещались, оглядываясь через плечо».

Потрясает повествование о высоких морально-волевых, морально-нравственных качествах вожака упряжки Бороя, присущих не каждому гомо сапиенс. Так, в экстремальной ситуации собака, рискуя жизнью, спасает хозяина. Умиляет, трогает до слез вполне реалистическое рассуждение собак в движущейся упряжке: «Хозяину хорошо, а нам нарты тянуть. Бросить бы все. Да как бросишь, – он без нас пропадет»…

Большое место в произведениях занимает история открытия Крайнего Севера, больше похоже на битву с природными стихиями – морозы, льды, гигантские расстояния между сушей и ледовыми просторами. Глядя, на карту морей и берегов Крайнего Севера с гордостью вспоминаешь, по названиям островов, бухт, морей, имена русских мореходов и землепроходцев, приведенных в произведении автора: Семена, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Ивана Реброва, Семена Дежнева, Фердинанда Врангеля, Петра Анжу, Ивана Елагина, Сафрона Хитрова и многих других. В нечеловеческих условиях страдая от нехватки снаряжения, еды, одежды, они с честью выполняли свой воинский и гражданский долг перед Россией. Немало их осталось лежать в морской пучине, среди льдов и каменных россыпей холодных берегов.

Возраст моего современника – пора творческого ренессанса. Спортивная осанка и конституция тела, озорная искра в глазах свидетельствуют об отменном здоровье и оптимизме писателя. Талант, помноженный на богатый личный жизненный опыт, позволяют надеяться, что нас ждут новые творения из под пера, несомненно, талантливого человека.

Вернуться к списку рецензий